Эргономика

Эргономика в МИС - что это?

Эргономика в МИС - что это?

Вопрос эргономики в IT-технологиях - мало освещенная тема. Обычно, когда речь идет об эргономике, то подразумевается организация рабочего пространства или удобства использования какого-либо средства или инструмента. Однако любая информационная система это и инструмент, и рабочее пространство, а возможно, даже и что-то более общее, к примеру – система знаний для принятия решения; поэтому к IT-продукту также необходимо применять понятие эргономичности.

На данный момент под термином «эргономичный интерфейс» понимается совокупность факторов:

  • Скорость работы пользователей
  • Снижение количества человеческих ошибок
  • Скорость обучения
  • Субъективная удовлетворенность пользователей

Именно о них идет речь, например, в тендерной документации на IT-решения.


Как оценить факторы эргономичности на примере нашей программы:

Скорость работы пользователей

При разработке МИС ПикоМедицина мы уделяли особое внимание этому аспекту в связи с тем, что начинали разрабатывать программу для возрастного контингента врачей, которым было тяжело работать с компьютером. Более того, мы столкнулись с консерватизмом – любые новации в интерфейсе приводили к резкому падению производительности.

Большинство программ, представленных на рынке, разрабатывались программистами исходя из того, как это модно или удобно им. Мы, в свою очередь, пригласили врачей рассказать, как будет удобнее им – начиная с размера «кнопочек» и кончая цветовой гаммой. И сейчас, несмотря на изменение тенденций в интерфейсах, мы предпочитаем сохранять здоровый консерватизм в наших интерфейсах и постоянно обращаемся к пользователям за обратной связью.

Если перевести в цифры наш интерфейс, то для ключевых операций получаем такие средние показатели на большом потоке пациентов:

  • 27 секунд на запись пациента
  • 15 секунд на активирование лабораторной заявки (при наличии электронного направления), что включает в себя, поиск пациента, сверку назначений, маркировку биоматериала, подтверждение заявки
  • 3 минуты на оформление истории болезни (оформление протокола осмотра, формирование направлений на диагностику, занесение оказанных услуг, регистрация стат. талона установленного диагноза)

Снижение количества человеческих ошибок

Алгоритм действий пользователей в нашей программе основан на принципе «ничего лишнего», что само по себе снижает количество ошибок. Кроме того хотим отметить два момента:

  • наиболее распространенные ошибки - в назначении лабораторных услуг, когда врач на приеме пишет от руки на талоне или в бумажной истории болезни лабораторные направления типа «ГТГ», «ОАК» или даже коды услуг, а потом оператор регистратуры их набивает в программу, пытаясь понять что врач имел ввиду и какому пациенту это нужно «забить». При этом, по нашей статистике ошибки составляют до 15%.
  • Введение электронных направлений, когда данные о назначенном исследовании сразу попадают в программу и не требуют дополнительного ввода операторами, снижает ошибки до 1 на 3000 заявок, то есть 0,03% (реальная статистика на большом потоке)
  • «проверяемость» историй болезни. Один заведующий сказал: – «Я теперь вижу, как безобразно у меня в клинике пишут истории. Раньше я разглядывал каракули, и мне казалось, что все хорошо, а теперь я вижу всю чушь, что пишут врачи». А если переводить это в контрольные функции, наличие обязательных полей не позволят врачу не заполнить историю, а методики проверок , заложенные в программе, позволяют легко отслеживать и исправлять недочеты. Например, выдан больничный лист не на тот диагноз, что в дневнике, или продление больничного без записи в карте.

Скорость обучения

В медицине текучка персонала - это норма, а обучение – самая затратная часть внедрения. Многие хорошие программы очень нагружены по функционалу, освоить их трудно, на это требуется время. При разработке нашей программы ставилась задача – «ничего лишнего».


Мы закладываем на обучение врача 2 часа включая донастройку его рабочего места. И этого достаточно!

Мы устраивали демонстрацию для наших потенциальных заказчиков в одной из клиник, уже работающей на нашей программе. Новые заказчики пожелали войти в случайный кабинет к врачу и спросить его про программу. Первое что их удивило – и они об этом спросили – «почему нет инструкции пользователя программы на столе». На что врач удивленно ответил: «А зачем? Тут все просто». Хотя инструкция есть, и ее читают, но редко. Инструкции, скорее, нужны для неврачебного персонала клиник, осуществляющего администрирование программы по техническим и организационным вопросам.


Субъективная удовлетворенность пользователей

Более половины наших продаж – по рекомендации наших пользователей. В основном это бывшие врачи, которые выросли до главврачей и закупают программу для новых клиник или понимают, что их иные системы не справляются с поставленными задачами.

И это главный критерий удовлетворенности пользователей.